Швейцарец японцу не товарищ
В часовой отрасли существует ярко выраженная страновая
специфика в отношении как потребителей, так и производителей.
Например, марка Rolex очень популярна не только в России, но и на
Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Гонконге. А основные рынки
сбыта для бренда Omega – США и Япония.
Швейцарские производители ориентированы на выпуск
относительно небольшого количества часов по как можно более высокой
цене. Основная ставка делается на имидж, а он совсем не обязательно
означает высокую надежность продукции. Даже часы таких известных
марок, как Breguet или Blancpain, нередко в течение полугода после
совершения покупки попадают в ремонт, хотя их, естественно, не
носят каждый день. Причина не в плохом качестве, а в сложности: чем
сложнее механизм, тем чаще он ломается. То же относится к Tissot –
хотя качество продукции и швейцарское, но сказать, что оно –
высокое, можно лишь с натяжкой. Например, в российской компании
«Консул», широко торгующей часами Tissot, до 20% товара
отбраковывается в ходе предпродажного тестирования. То же самое
можно сказать о марке Longines. Больным местом швейцарских часов
является и их водонепроницаемость, за исключением моделей, в
которых водонепроницаемость – главный конек.
Многие швейцарские компании представлены в России через
эксклюзивного дистрибьютора. Обычно действует правило: чем слабее
позиции компании-производителя, тем скорее она отдается на милость
эксклюзивного дистрибьютора.
Как правило, швейцарские производители обязывают
дистрибьюторов продавать продукцию по определенным ценам. При
ценообразовании используется прайс-лист для Швейцарии в швейцарских
франках и коэффициент для каждой страны, который увеличивает
стоимость часов относительно первоначального прайса. Этот
коэффициент зависит прежде всего от величины налогов в конкретной
стране. Условно говоря, для нашей страны цена складывается из суммы
стоимости, указанной в прайсе производителя, таможенной пошлины и
НДС. Получается, что в России швейцарские часы стоят на 30-40%
дороже, чем в стране изготовления. Причем производители стараются
отслеживать соблюдение заданного коэффициента вплоть до применения
карательных санкций. В прайс-листе также указаны скидки для
оптовиков (30-50%) и розницы (20-30%). На рекламу отчисляется около
10% от оборота (половину оплачивает производитель, половину –
дистрибьютор). Каждые полтора-два года цена в франках повышается, к
тому же сам франк растет в цене вместе с евро. Характерно, что
подавляющее большинство швейцарских производителей часов
представляют собой небольшие фирмы со штатом из 20-50 сотрудников.
Поэтому швейцарцам трудно было бы понять, как это на российском
заводе «Полет» раньше работали несколько тысяч человек. Да особенно
много сотрудников и не нужно, ведь часто корпуса и детали внешнего
оформления для швейцарских часов заказываются в Китае или Гонконге,
где есть филиал той же Swatch Group. Соответственно на некоторых
деталях часов Tissot часто стоит метка Made in Hongkong. Клеймо
Swiss made на часах означает, что их механизм изготовлен, собран и
протестирован в Швейцарии, причем не менее половины деталей должны
быть выпущены в стране изготовления.
Япония стала второй часовой державой в мире в послевоенный
период. Сегодня в стране есть несколько крупных часовых концернов:
Seiko, Citizen, Casio. Фактически подразделением Seiko является
Orient. Собственно в Японии располагается разве что производство
часов, ориентированное на местный рынок, например, механических
моделей без особых «наворотов» с продажной стоимостью 7 тыс.
долларов. Остальные же фабрики с японским капиталом разбросаны по
всему миру: у Orient есть заводы в Бразилии, Индии, Китае и
Малайзии, у Seiko – в Китае, у Citizen – в Гонконге и т. д.
Японские часовщики отличаются от швейцарских очень сильно.
У японцев производство строится не от конечного продукта, а от
возможностей его изготовления. Например, если у Seiko есть фабрика
по изготовлению электромагнитных катушек для принтеров Epson, то
почему бы не использовать те же катушки в часах? Степень
автоматизации производства такова, что заводской цех в Японии может
вмещать автоматическую линию длиной 30 метров, которую обслуживают
всего два человека. Это полная противоположность швейцарскому
производству, где для изготовления ограниченного тиража несколько
человек изо дня в день вытачивают каждую деталь.
В японской часовой отрасли используется экспортный
прайс-лист, по которому продукция отгружается в другие страны. За
дальнейшем ценообразованием производители из страны восходящего
солнца не следят. В результате на рынке каждый устанавливает ту
цену, какую захочет. Поэтому обычно японцы держат в одной стране
нескольких дистрибьюторов – чтобы создать конкуренцию между ними.
Когда производители считают, что рынок «созрел», они оставляют в
стране только одну фирму-дистрибьютор, на основе которой открывают
представительство. Рекламные бюджеты у японских часовщиков, по
крайней мере для России, - очень небольшие. Оно и понятно, японский
часпром больше всего денег зарабатывает на своем внутреннем рынке,
но даже там местных часовщиков теснят швейцарцы.
Помимо Швейцарии, Японии на часовом рынке заметное место
также занимают Германия и США. По специфике производства и
позиционирования продукции Германия приближается к Швейцарии.
Правда, если на швейцарских предприятиях часто можно встретить
иностранцев из развитых стран (итальянцев, французов, немцев), то
на немецких часовых заводах работает много выходцев из стран
третьего мира. Есть и наши бывшие соотечественники, например, на
заводе Hermle в Шварцвальде работают таджики и этнические немцы из
Казахстана. Одна смена включает работу с 8 до 12 часов, потом обед
до 12.30, затем снова работа - до 16.15. Все процессы
автоматизированы, ручного труда очень мало. Лет за восемь работы на
таком заводе некоторые наши бывшие соотечественники обзаводятся
несколькими приличными автомобилями и домами в ГерманииКрупнейший
североамериканский производитель часов – компания Timex со
штаб-квартирой в Литтл-Роке. Сегодня основные мощности этого
концерна находятся в Гонконге, Корее, Китае и на Филиппинах.
Ежегодно Timex производит часов больше, чем вся Швейцария, - около
40 млн штук. Характерная особенность потребления в США: американцы
покупают не одни дорогие часы престижной марки, а 5-6 моделей
каждая стоимостью 50-200 долларов. Даже Билл Гейтс является
пользователем продукции Seiko.
* По материалам аналитического раздела издания "Торговое
оборудование"
ремонт застежек мужских часов, электронных, советских, копий, элитных, maurice lacroix, franck muller, guess, dkny, continental, адрес, метро александровский сад, варшавская, войковская, воробьевы горы, измайловская, нахимовский проспект, краснопресненская, таганская, октябрьское поле, тимирязевская, отрадное, рижская, филевский парк, парк победы, измайлово, савеловский, богородское, алексеевский, западное дегунино, донской, академический, нижегородский, лосиноостровский, лефортово, нагорный, матушкино, чертаново южное, вао, сзао, юао, северный округ