Часы Константина Чайкина побывали на Международной космической станции

Часовщик и изобретатель Константин Чайкин недавно вписал свое имя в летопись покорения космоса и встал в один ряд с основателями часовых брендов, отсчитывающих время космической эры. Она началась 12 апреля 1961 года – с полета Юрия Гагарина, на запястье которого во время первого запуска в космос, предположительно, была модель «Штурманские» производства Первого московского часового завода.

Еще одной советской часовой легендой считается хронограф «Стрела», в котором Алексей Леонов 12 июня 1965 года впервые вышел в открытый космос (сам Леонов утверждал, что на нем тогда вообще не было часов, но апокрифы украшают историю). Документально доказанными свершениями часовой индустрии являются Breitling Navitimer Cosmonaute и Omega Speedmaster, в которых американцы Скотт Карпентер и Уолтер Ширра совершали орбитальные полеты в 1962 году. Вариация последней модели стала также первыми наручными часами, оказавшимися на Луне 21 июля 1969 года на запястье Базза Олдрина. По сей день Omega остается официальным хронометристом NASA, а Speedmaster — единственными механическими наручными часами, сертифицированными для работы в безвоздушном пространстве. Однако в ряду космических часов уже значится имя российского мастера: продолжаются испытания часов мануфактуры «Константин Чайкин» для работы в открытом космосе.
Константин Чайкин обратил свой взор в глубины Вселенной еще в 2011 году, представив к 50-летию полета Гагарина часы «Луноход» с самым большим трехмерным указателем лунных фаз в мире. Затем в 2018 году появились часы Mars Conqueror Mk1, отсчитывающие одновременно земное и марсианское время, а следом и первые авиаторские часы для путешественников на Марс – Mars Conqueror Mk3 Fighter.

Последним «полевым» достижением Чайкина и его команды стала специальная космическая модель. Два экземпляра часов, разработанных специально для работы в условиях невесомости и в открытом космосе, были переданы космонавту Олегу Новицкому, который взял их с собой на МКС 9 апреля 2021 года. Одни часы Новицкий носил на руке внутри станции, а вторые надевал на скафандр «Орлан-МКС» во время двух выходов за ее пределы.

По данным издания «Русский космос», в ходе испытаний вне МКС отслеживалась не только работоспособность часов, но и действие механизма автоподзавода в условиях невесомости. Кроме того, к ним подключалось устройство измерения температуры поверхности корпуса, отслеживавшее динамику ее изменения при работе в открытом космосе. Все эти точные данные были переданы и обработаны командой Константина Чайкина, на основе проведенных испытаний механизм был доработан. Обновленная версия часов была испытана космонавтом Олегом Артемьевым. 17 августа 2022 года он также совершил выход в открытый космос с часами Константина Чайкина, за сутки до и после были проведены контрольные сравнения с эталонными часами, зафиксированными в герметичном отсеке.

Эти и другие результаты экспериментов будут использованы для того, чтобы довести прототип часов для космических полетов до совершенства. Космонавты-испытатели Новицкий и Артемьев уже вернулись на Землю, а часы все еще продолжают свой полет на Международной космической станции.
__________________